ЭНЖЭСА (ENGESA)
Сан-Паулу/Баруэри/Сан-Жозе ду Кампос
Бразилия 1969–1988
В 70–80-е гг. бразильская компания "Энженхейрос Эспесиализадос С.А." (Engenheiros Especializados S.A., ENGESA) была крупнейшим национальным изготовителем военной автотехники. Свою деятельность она начинала с переделки серийных грузовиков в полноприводные, а в конце 60-х гг. в рамках государственной программы развития национального военно-промышленного комплекса ей было поручено создание унифицированного семейства армейских автомобилей и колесной бронетехники для оснащения вооруженных сил Бразилии и стран Южной Америки.
Программой первого этапа предусматривалась организация серийного производства двух типов грузовиков и бронемашин со стандартными агрегатами местного изготовления. Это семейство возглавили многоцелевой 1,5-тонный автомобиль ЕЕ15 (4x4) и 2,5-тонный грузовик ЕЕ25 (6x6) с односкатными колесами, напоминавшие американские стандартизованные машины М37 и М34. Их оборудовали узлами бразильского отделения "МерседесБенц" (Mercedes-Benz), в том числе дизельными двигателями ОМ314 и ОМ352А мощностью 85, 130 и 156 л.с., 5-ступенчатыми коробками передач, 2-ступенчатыми раздаточными, гидропневматической тормозной системой и гидроусилителем рулевого механизма. Фирма ЭНЖЭСА устанавливала на них свои кабины и кузова, а на 3-осных автомобилях использовала собственную балансирную подвеску задней ведущей тележки "Бумеранг" (Boomerang), обеспечивавшую ход колес до 900 мм. Эти машины стали первыми стандартизованными бразильскими грузовиками и предлагались в многочисленных вариантах с разными кузовами и надстройками.
В июле 1970 г. ЭНЖЭСА построила прототип бронетранспортера CTRA (6x6), а в ноябре завершила работу над опытным бронеавтомобилем CRR (6x6), которые выпускались с 1974 г. на новом заводе под обозначениями ЕЕ11 "Уруту" (Urutu) и ЕЕ9 "Каскавель" (Cascavel) соответственно. Бронеавтомобиль ЕЕ9 имел типично автомобильную компоновку с передним расположением 6-цилиндрового двигателя ОМ352А (5,7 л, 174 л.с.), работавшего в блоке с автоматической 4-ступенчатой коробкой передач "Эллисон" (Allison), передней рычажно-пружинной подвеской и задней системой "Бумеранг". В последующие годы он выпускался в 7 вариантах (от Mk-I до Mk-VII), отличавшихся установкой дизельного двигателя "Перкинс" (Perkins) или 212-сильного "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V6, механической коробки передач "Кларк" (Clark), системы регулирования давления в шинах и разного вооружения, состоявшего из комбинации пулеметов с пушками калибра от 37 до 90 мм. Все варианты снабжались сварными корпусами из двухслойной стальной брони, имели боевую массу 10,8–13,7 т, преодолевали подъемы крутизной до 70% и развивали скорость 85 км/ч. Унифицированный с ними бронетранспортер ЕЕ11, также предлагавшийся в 7 версиях, комплектовался двигателями ОМ352А или "Детройт Дизель" мощностью 150–212 л.с., механической или автоматической коробкой передач. От бронеавтомобиля он отличался боевым отсеком с боковыми и задней дверями, вмещавшим 12–14 человек, а также установкой на крыше пулеметов, гранатометов или 20-мм пушки. Бронетранспортеры имели боевую массу 11,0–14,5 т и на шоссе развивали скорость 105 км/ч, а плавающий вариант ЕЕ11 Mk-III с двумя гребными винтами мог передвигаться по воде со скоростью 8 км/ч. На их базе выпускали штабные, полицейские и санитарные машины, а с 1985 г. — ремонтноэвакуационную машину с разными дизелями (190–260 л.с.), 3-тонным краном и лебедкой с тяговым усилием 5 тс. В общей сложности бронемашин серии ЕЕ9/ЕЕ11 собрали свыше 3,2 тыс. единиц.
В 1975 г. их развитием стал опытный 18-тонный бронеавтомобиль ЕЕ17 "Сукури" (Sucuri) с башней от танка АМХ-30 со 105-мм пушкой. Первый этап завершился в 1979 г. созданием "бронированного джипа" — легкой разведывательной бронемашины ЕЕ3 "Жарарака" (Jararaca) 4x4 с колесной базой 2600 мм и боевой массой 5,8 т. В кормовой части автомобиля размещались 120-сильный двигатель ОМ314А с турбонаддувом и 5-ступенчатая коробка передач. Вооружение состояло из пулеметов, миномета, 20-мм пушки или противотанковых ракет. Максимальная скорость достигала 100 км/ч.
В 80-е гг., на втором этапе своей деятельности, ЭНЖЭСА занималась преимущественно разработкой новых видов военных автомобилей. В 1985 г. она начала изготовление джипа ЕЕ4 (4x4) с бензиновыми и дизельными двигателями мощностью 85–90 л.с., механической коробкой передач и пружинной подвеской неразрезных ведущих мостов, который планировалось выпустить и на рынок гражданских вседорожников. Его основой послужил уже выпускавшийся к тому времени армейский джип ЕЕ12, комплектовавшийся 85-сильным бензиновым мотором "Шевроле" (Chevrolet) или 70-сильным дизелем "Перкинс" и открытым 4-местным кузовом без дверей. На нем устанавливались различные пулеметы, 106-мм безоткатное орудие и ракетные системы. С 1982 г. ЭНЖЭСА изготовляла 3/4-тонный многоцелевой автомобиль ЕЕ34 (4x4) — бразильский вариант американской машины М715, который предлагался с открытым цельнометаллическим кузовом или как санитарный фургон или мастерская. На нем использовались 82-сильный двигатель "Перкинс", 4-ступенчатая коробка передач, рессорная подвеска и передние дисковые тормоза. С откинутым лобовым стеклом его габаритная высота составляла всего 1493 мм. В 1980 г. фирма представила первые образцы 5-тонного бескапотного грузовика ЕЕ50 (6x6) полной массой 22 т с откидывавшейся 2-местной цельнометаллической кабиной. Он оснащался 202-сильным дизелем "Скания D11" (Scania) бразильского производства, 10-ступенчатой трансмиссией, главными гипоидными передачами и задней тележкой "Бумеранг" с блокировкой дифференциалов.
Этот автомобиль послужил базой специального грузовика "Тектран" (Tectran) с двойной бронированной кабиной и пулеметом на крыше, предназначенного для монтажа многозарядных зенитных комплексов "Астрос-II" (Astros) калибра 127, 180 или 300 мм и систем управления ими. В 1985 г. ЭНЖЭСА представила свою последнюю разработку — бронеавтомобиль ЕЕ18 "Сукури" (6x6) с противотанковой пушкой калибра 105 мм, 380-сильным дизелем "Скания" с турбонаддувом, автоматической 6-ступенчатой коробкой передач ЦФ (ZF) и независимой подвеской всех колес с широкопрофильными 22,5-дюймовыми шинами. При боевой массе 18,5 т он развивал скорость 100 км/ч. В 1986 г. для поставки на экспорт был создан последний армейский грузовик марки ЭНЖЭСА — модернизированный капотный вариант ЕЕ25 с новой облицовкой.
В 1987 г. правительство Бразилии приняло программу переоснащения национальных вооруженных сил и переориентации с военной продукции местного изготовления на более современную американскую автомобильную и боевую технику. Через год, лишившись государственных заказов, компания ЭНЖЭСА прекратила деятельность в военной сфере.